Бренд Dr.Martens, или, как его называют Docs; а в английской транскрипции — Doc Martens — это одна из наиболее известных обувных серий компании AirWair Ltd. За время своего пребывания на рынке серия достигла поистине мировой известности, и даже славы, сделавшись культом миллионов. Нередко встречается чуть другое – искажённое название серии, например Dr. Martins, Martines, но обусловлено это лишь неопытностью непрофессиональных переводчиков.

Как всё начиналось

Легендарные ботинки разработал молодой врач вермахта Клаус Мертенс, на немецком его факсимиле выглядит как Dr. Märtens. Вся обувная серия была названа его именем, а впоследствии название оказалось чуть переделанным в английской манере письма, и закрепилось на рынке как Dr.Martens.

Прототип ботинок увидел свет в 1945 году, буквально через пару месяцев, как закончилась Вторая Мировая Война, и в Европу пришёл мир.

Идея доктора была простой: он хотел сконструировать стабильную устойчивую обувь с подошвой более гибкой, чем в жёстких армейских ботинках: их ему пришлось носить, как офицеру вермахта, все годы войны.

доктор-мартинс-обувь2

Вот как сам конструктор комментировал реализацию своего крайне успешного проекта:

Война только закончилась, и многие предприняли попытки грабежей, выбрав себе целью меха и драгоценности. Я же решил выбрать другое: чуть кожи, сапожную иглу, прочные нитки. И сделал обувь с упругой пружинистой подошвой. Они получились как раз такими, как я их и задумал.

Прототип

Первый прототип военный врач показал своему университетскому приятелю, Герберту Функу. Приятель был родом из Люксембурга, поэтому легко смог обойти торговые санкции, наложенные на проигравшую войну Германию. Мертенс и Функ уже в качестве равноправных партнёров, открыли в городе Зеесхаупт, расположенном в живописном пригороде Мюнхена, небольшое производство обувных подошв. Основным материалом для них стала списанная самолётная резина, несколько тонн которой партнёры приобрели на складах Luftwaffe.

Материал для других конструктивных элементов был не менее экзотичен: всё это являлось остатками военного обмундирования вермахта и бундесвера. Так стельки вырезались из офицерских погон, использовалась также и кожа со вставок армейских галифе. Из одних штанов можно было выкроить целых две пары ботинок.

доктор-мартинс-обувь-3

Клаус Мертенс описывал своё первое производство так:

Момент был выбран очень удачно. Военное время, в которое все носили армейские сапоги, тяжёлые и слишком неудобные, подошло к концу, и люди в массовом порядке начали искать себе более комфортную обувь.

Ботинки мгновенно завоевали популярность, и предприниматели уже в 1952 смогли открыть в Мюнхене свою фабрику. В 50-ые годы было создано более 200 вариантов обуви, быстро находивших своих приверженцев. Интересно, что почти 80% заказчиков — дамы солидного возраста, от 40 лет и старше.

В международном каталоге реклама нового обувного бренда появилась в 1959 году.

60-ые годы, Griggs Company

Одним из первых таких рекламных каталогов стало известное лондонское издание с рекламными материалами о кожаной обуви. Рекламу заметил Билл Григгс (в английской транскрипции Bill Griggs), находившийся тогда на должности управляющего довольно крупной обувной компанией в Лондоне.

Идея немецких конструкторов его заинтересовала, тем более что компания как раз находилась в поиске бренда, который бы позволил обойти прямых конкурентов на слишком тесном английском рынке. После непродолжительных переговоров между Григгсом и Мертенсом лицензию на пружинящие подошвы приобрела компания R. Griggs & Co.

доктор-мартинс-обувь-4

Основные конструктивные детали обуви были сохранены, а вот дизайн значительно изменился, и приобрёл черты, которые и сейчас можно назвать фирменным стилем Dr. Martens: овальная форма мысков, приподнятые по сравнению с прототипом бока, кант с прошивкой заметной нитью фирменного жёлтого цвета. Некоторые изменения, впрочем, претерпела и подошва, на ней были сделаны неглубокие протекторы, а края стали изготавливаться в тёмном цвете.

Григгс придумал для подошвы звучное определение «Air Wair» и знаменитый слоган «With Bouncing Soles», используемый и по сию пору. Весной 1960 года ботинки Dr. Martens № 1460 «С пружинящей подошвой» и восемью дырочками для шнурков, были представлены английским покупателям.

доктор-мартинс-обувь-14

Как и задумывалось основателями компании, первоначально ботинки обрели популярность у военнослужащих и полицейских, большую часть времени вынужденных ходить в форме. Затем обувь стала пользоваться высоким спросом и у рабочих. Ботинки сделались настолько востребованными, что была срочно выпущена новая чуть изменённая серия с тремя дырочками для шнурков. Эту модель приобрела для своих работников английская почтовая служба.

Ботинки были действительно качественные и технологичные. Удобство в носке сочеталось в них с прочностью, а подошвы имели высокую стойкость к маслам, бензину, и прочим агрессивным жидкостям. Влагоотталкивающие пропитки кожаных деталей обуви делали её водонепроницаемой.

Форма легендарных ботинок сохранилась с того самого времени, но теперь существует несколько линеек обуви, различающиеся по цвету и высоте.

Заказать обувь Dr.Martens можно тут.

доктор-мартинс-обувь-5

Первой известной персоной, отдавшей предпочтение этому бренду, стал Тони Бен, парламентарий и член социалистической парии Великобритании. Таким образом он выражал свою общность с рабочим классом, являясь борцом за его права. Это был первый общественный деятель, использовавший бренд в политических целях. У него нашлось множество последователей. Так, чтобы продемонстрировать единство с рабочим классом, ботинки Dr.Martens носят многие студенты и общественные деятели.

Модным бренд в то время не считался. Это и понятно, Лондон являлся основателем модных трендов, поэтому на рынке присутствовали намного более оригинальные модели. Молодёжные же субкультуры в то время тоже не интересовались обувью Dr. Martens.

Время скинхедов

Удачную марку заметила английская пресса, упомянув, что до этого никто из обувных магнатов не предлагал рабочим качественную и удобную обувь всего-то за два фута стерлингов. Сегодня стоимость моделей Dr. Martens начинается со 100 ф. с. Обувь завоевала титул лучшей ортопедической, что вполне заслуженно, так как, органично повторяя оттиск стопы, ботинки снимают тяжесть и боль в ногах при усталости.

Скинхеды, заявившие о себе в середине 60-ых как о новой молодёжной субкультуре, обратили внимание на бренд, и сделали его частью имиджа.

доктор-мартинс-обувь-6

Произошло это таким образом. Молодёжная группировка «Hard Mods» решила выделиться своеобразным внешним видом: сверхкороткими причёсками с обязательными бакенбардами, и вызывающая одежда, в которую вошла и красная обувь Dr.Martens. Эта группировка и породила течение скинхедов, со своим узнаваемым стилем «Proletariers», его и сейчас придерживаются «олдскульные» классические скинхеды.

В 1968 году скинхеды устроили крупную провокацию на протестном марше против Войны во Вьетнаме. Более 150 молодых людей, одетых в бело-синие цвета футбольного клуба и брендовые ботинки, практически сорвали своими агрессивными выходками проведение мирной демонстрации. Движение быстро завоевало дурную репутацию, которая не обошла и предпочитаемый скинхедами обувной бренд. Для агрессивной неуправляемой молодёжи стальные накладки в мысках ботинок явились слишком удобным способом разрешать конфликты на физическом уровне. После кровавых драк обувь часто изымалась полицией и даже получила неформальное название «боксёрские перчатки для ног».доктор-мартинс-обувь-8

В культовой литературе скинхедов, книге George Marshall: «Spirit of ’69», говорится, что в конце 60-ых к скинхедам стали относиться хуже, чем к маньякам, считая их полностью лишёнными человеческих чувств. Создавалось впечатление, что ботинки Dr.Martens и коротко подстриженные волосы мгновенно превращают человека в подобие бойцовой собаки.

Скинхеды относились к любимой обуви с уважением, уделяя большое внимание не только её практическим качествам, но и внешней эстетичности. Её полировали, искусственно состаривали, часто для красных ботинок использовали чёрный сапожный крем для большей оригинальности. От парней не отставали и девушки, надевая ботинки вместе с колготками в сеточку и креативной стрижкой «feather cut». Название переводится как стрижка перьями, но у нас она хорошо известна как стрижка лесенкой.

Так начался путь бренда в субкультуре, не закончился он и сейчас.

В 1972 году скинхеды разделились на несколько течений, но большая их часть сменила имидж, обувь Dr. Martens была признана грубой и отошла на второй план.

доктор-мартинс-обувь-15

Субкультуры и популярность бренда

Легендарный бренд пользовался популярностью и любовью у многих молодёжных течений, причём разной направленности. Своё внимание проявляли к нему и хиппи, и панки. Ботинки синего цвета стали униформой команды «Челси», естественно, их сразу же надели тысячи поклонников футбольного клуба. Шло время, и бренд органично вписался в музыкальные течения. Перечислять музыкальные группы, предпочитавшие именно это обувь, можно долго. Это и «Depeche Mode», «Madness», и десятки других. Знаменитый фестиваль в Вудстоке с его грязевыми акциями, и другие фестивали эпохи « автостопа» не обходились без удобных и прочных Мартинсов.

доктор-мартинс-обувь-7

К середине 80-ых бренд стал у молодёжи мейнстримом. Оригинальности ботинкам пытались добавлять, оставляя не завязанными шнурки. Или же окрашивали шнурки в разные цвета. На коже рисовали логотипы рок-групп, хотя изначально сам вид Мартинсов не предусматривал никаких украшений. Мода на Dr. Martens вышла далеко за пределы Англии и распространилась по всем континентам, дойдя и до России.

доктор-мартинс-обувь-10

В 90 годы классикой молодёжной моды у девушек стали лёгкие пёстрые платья в комплекте с большими и тяжёлыми Мартинсами. Вряд ли такая мода нравилась родителям девушек, но запреты и неодобрение взрослых только поднимали популярность ботинок.

доктор-мартинс-обувь-11

День сегодняшний

№ 1460 модель и по сей день считается классикой бренда. В конце прошлого века компания Dr. Martens boots представила рынку 3 тысячи вариаций ботинок, различающихся по изгибу мыска, тиснению кожи, и с богатой цветовой палитрой. То, что остаётся неизменным, — удобство и высочайшее качество. В них и состоит фирменный стиль обуви Dr. Martens: узнаваемый логотип, двойные швы, оригинальное оформление подошвы и нить жёлтого цвета для прошивки.

доктор-мартинс-обувь-12

Сегодня бренд представлен даже в музее. На лондонском аукционе в конце 80-ых годов член совета директоров холдинга «Airwair» Стефан Григгс продал Мартинсы Элтона Джона. В них актёр играл в культовом фильме «Томми» режиссёра К. Рассела. Цена покупки составила 12100 ф.с.

Сегодня звёздные ботинки выставлены в музее обуви в английском Нортгемптоне.

доктор-мартинс-обувь-13


Добавить новый комментарий